Искусственное оплодотворение является очень конфликтной темой в религиозных кругах. Так, многие представители церкви не одобряют этой практики по целому ряду причин, считая ее греховной. Отдельные служители даже пишут работы на эти темы, желая представить ЭКО в плохом свете. Особенно много такой информации можно найти в Интернете.
Один из самых показательных примеров таких религиозных нападок на вспомогательные методы репродукции содержится в следующей цитате.
«Я обсуждал процедуры ЭКО с видным профессором-медиком. Наша беседа сначала касалась связанных с абортами проблем. Мой собеседник занимает в системе здравоохранения высокий пост, и я обратился к нему за административным содействием в деле профилактики абортов. В итоге общение оказалось очень интересным, и в том числе оно касалось процедур ЭКО. В частности, мой собеседник отметил, что появившиеся таким образом на свет дети бесплодны. Все до единого не могут давать потомства. Я специально уточнил, ведется ли какая-то статистика в этом отношении. На это профессор ответил мне, что статистика ведется, и детей, зачатых в результате ЭКО, сейчас очень много. Некоторые из них достигли взрослого возраста, вступили в браки, но все они столкнулись с проблемой бесплодия. Мой собеседник просил не называть его имени, и это вполне понятно. Такая «врачебная тайна» ставит под удар гигантскую индустрию, где одна попытка зачатия обходится парам в серьезные суммы. Наше здравоохранение не может и не хочет терять такие доходы».
Подобные «аргументы» встречаются очень часто. «Неизвестные» источники на «высоких должностях» «по большому секрету» сообщают данные, которые в принципе невозможно было бы утаить, если бы они были реальными.
Здесь стоит перейти к вопросу о душе и о том, когда она появляется. Один из главных теологических тезисов, направленных против ЭКО, заключается в том, что при искусственном оплодотворении используются только некоторые из созданных эмбрионов. Остальные же якобы уничтожаются. При этом каждый из них, опять же якобы имеет душу.
Начать стоит с того, что клиники не уничтожают «лишние» эмбрионы. Как правило, они используются в программах донорства эмбрионов для пар с обоюдным бесплодием.
Что же касается души, то здесь стоит обратиться к церковным источникам. Отцы Церкви опровергли теорию Тертуллиана, которая предполагает, что душа дается младенцу вместе с телом его родителями. Святой Фома Аквинат утверждал, что внедрение душ является «последующим». По его мысли душа может существовать только в единстве с телом. Создает ее Бог, однако для того, чтобы «внедрить» дух, необходима определенная организация, зрелость тела. Эмбрион достигает этой зрелости на 30-40 день своей жизни. Этот срок опирается на библейские предписания об очищении женщины после рождения ребенка, он высчитан аналогично им. Большая часть отцов церкви разделяет это мнение. Все эти утверждения взяты из официального учебного пособия по биоэтике.
Здесь стоит отметить, что доктрина зарождения душ в мусульманской религии также определяет момент формирования души только на 30-40 сутки после зачатия. Между тем, активисты от РПЦ утверждают, что они против ЭКО только потому, что при уничтожении эмбрионов, оставшихся от зачатия, медики уничтожают человеческие души. Однако это противоречит как религиозной доктрине, которая считает, что души у эмбриона нет до 30-40 дня его жизни, так и практике, принятой в медицинских центрах, согласно которой эмбрионы не подвергаются уничтожению.
Получается, что компания, развернутая церковью против ЭКО - это даже не религиозный фанатизм, поскольку религиозные фанатики, как правило, все же хорошо разбираются в вопросах богословия. Это, скорее, маскировка под фанатизм от религии с целью запугать обывателя, заставить его отказаться от самой мысли об ЭКО, настроить его против современной науки в целом и достижений в сфере репродуктивного здоровья в частности.